Модернизация насосов ЭЦВ. Новые конструктивные и технологические решения
БолговА.А. |
Насосы ЭЦВ, производимые в настоящее время на предприятиях СНГ, характеризуются техническими решениями, направленными в первую очередь на минимизацию цены изделия. Это связано с общим состоянием машиностроительных отраслей на постсоветском пространстве, с отсутствием денег у потребителей, занимающихся водоснабжением, а также с высоким уровнем конкуренции заводов-производителей насосов.
Относительно дешевый типоразмерный ряд отечественных насосов ЭЦВ полностью сформировался в 1998-2003г. Однако сейчас вместе с экономическим развитием России изменились требования к насосному оборудованию. Потребителюнужны насосы ЭЦВ с увеличенным сроком эксплуатации до капитального ремонта, улучшенными энергетическими и напорными характеристиками, со сниженными токовыми нагрузками на обмотки двигателей и т. д.
Одновременно с объединением ведущих производителей насосов ЭЦВ под эгидой Инвестиционно-промышленной группы «Гидравлические машины исистемы» снизилась внутренняя конкуренция, и сложились условия для постановки на производство нового типоразмерного ряда скважинных агрегатов унифицированной конструкции, удовлетворяющей новым требованиям потребителей.
Программа освоения насосов ЭЦВ нового поколения на предприятиях холдинга рассчитана на 2 года и включает в себя:
- постановку на производство герметичных электродвигателей 6-10-дюймового диапазона с мощностью от 3 до 130 кВт, заполненных водоглицериновой смесью с присоединительными размерами по европейскому стандарту NEMO;
- постановку на производствоагрегатов ЭЦВ
6-12 -дюймового диапазона производительностью от 10 до 250 м3/час с улучшенными напорно-энергетическими характеристиками, унифицированными рабочими органами и присоединительными размерами.
В настоящее время силами научно-технического центра ОАО «Ливгидромаш» совместно с предприятиями ОАО «Ливнынасос» и ОАО "Бавленский завод" Электродвигатель изготавливаются и испытываются модернизируемые образцы скважинных агрегатов. В качестве примера приведена сравнительная таблица результатов испытаний агрегата ЭЦВ
С целью защиты электротехнического железа статора, двигатели герметизированы с помощью импортных торцовых уплотнений. В конструкцию введен узел компенсации теплового расширения. С целью снижения нагрева двигателя увеличена поверхность охлаждения, корпус двигателя выполнен из нержавеющей стали. При этом толщина оболочки лобовых элементов статора составляет
В качестве материалов радиальных и осевых подшипников двигателя используется графитофторопласт в сочетании с закаленной сталью 95Х18 и 40Х13.Применяемые материалы подшипников имеют подтвержденный ресурс наработки 25 тыс. часов и успешно используется в насосах для военной техники и атомных станций.
В конструкции насосных частей кроме работ по оптимизации гидравлических параметров по улучшениюэнергетических и напорных характеристик предусматривается изменение радиального уплотнения рабочих колес, уход от применения углеродистой стали с целью повышения коррозионой стойкости насоса без снижения механической прочности, а также переход на использование высокопрочных качественных материалов для изготовления рабочих органов. Планируется рабочие органы насосов ЭЦВ
Наряду сназванными конструктивными решениями на предприятиях холдинга большое значение придается технологическому переоснащению производства. Так в 2007г. на ОАО «Ливгидромаш» проходит перевооружение литейного производства, на ОАО «Ливнынасос» планируется строительство нового производства ссовременным механообрабатывающим, сварочным и штамповочным оборудованием.
Болезненным вопросом для потребителей является ожидаемое повышение стоимости агрегатов (примерно на
Кроме ознакомления потребителей с направлениями совершенствования насосного оборудования, хотелось бы обратиться к эксплуатационщикам с предложением об информационном сотрудничестве на этапе выполнения проектных работ по насосам ЭЦВ нового поколения. Мы с удовольствием рассмотрим предложения по повышению потребительских свойств нашей продукции.